Последний штрих.(IV)

«Пруд с лилиями».

Сутулый в пенсне подвёл Элизабет к высокой двери.
— Что ж, протеже папаши Жардана – это лучшая рекомендация. Но готовы ли Вы встретиться с месье Гуго?
— Ради этого я здесь.
— Понимаю, — пенсне оглядело пакет в руках девушки: — Это, надо полагать, и есть Ваш «Пруд с лилиями»? Да, и месье Клод в своё время посетил этот дом. Однако, располагаете Вы суммой в пятьсот франков?
— Пятьсот франков?
— Именно таков символический взнос, необходимый для получения аудиенции у месье Гуго. Вас, судя по всему, не поставили в известность, именно это я делаю сейчас.
— Пятьсот франков… Да, но… Да, у меня есть пятьсот франков, — уверенно сказала Элизабет.
Пенсне повернуло ручку двери:
— Прошу, мадмуазель.
Элизабет вошла в просторный зал, где уже находились люди. Это, очевидно, и была та очередь, о которой ей говорили вначале. Мужчины и женщины разного возраста и сословий, каждый со своим полотном выстроились на красивом ковре перед огромным диваном. Элизабет сначала не поняла, что происходит, но по мере продвижения ей стало ясно. К лежащему на диване человеку в халате с красным лицом подходил впереди стоящий, клал на поднос деньги, затем снимал со своей картины обёртку и выставлял перед человеком. Тот смотрел на картину, брал одну из кисточек, стоящих тут же на полу, макал в одну из баночек с краской и наносил на картину мазок. Осчастливленный посетитель благодарил человека и стремительно удалялся из зала со своим произведением. Подходил следующий. Деньги на поднос. Мазок. Следующий. В одно мгновение Элизабет всё это действо показалось каким-то удивительным сном. Настолько всё выглядело нелепо. И этот мужчина на диване с синим носом и застрявшими крошками в усах, его стеклянный взгляд, его чавканье и недовольное ворчание. Подобострастные поклоны, возгласы восхищения, тех, в чьи картины он тыкал кистью, практически не глядя. Этот сюрреалистичный конвейер вскоре приблизил Элизабет к дивану, и она смогла рассмотреть того, кто на нём возлегал. Человек без лица, так бы она назвала этот персонаж. И если кто попросил бы её описать того, кого она видела, она пожала бы плечами и сказала: «Тапочки».
Пенсне, очутившись позади дивана, кивнуло на поднос и дало знак развернуть картину.
Элизабет, не отрывая взгляда от человека, положила всё, что у неё было на поднос:
— Вы? – дрожащим голосом с удивлением спросила она: — Вы великий Гуго?
— Мня-мня, — прочавкал человек и взялся за кисть, макнув её в зелёную краску, потянулся к «Пруду с лилиями», трясущемуся в руках Элизабет.
Элизабет одёрнула свою картину.
  — М-м-м. Чаю. Чаю! – капризно закричал Гуго.
Он опрокинулся на спину и скрестил пальцы на волосатой груди.
Элизабет выбежала из зала. Она долго плутала по тоннелям здания. Казавшаяся ранее прекрасной обстановка, теперь вызывала отвращение. Изображения на стенах не любили, а спаривались как животные; ангелочки на потолках гневно скалились, пуская ядовитые стрелы; паркет под ногами хрустел и трескался, словно раскалённая солнцем пустынная земля; статуэтки зло и похотливо пялились на неё.
Возникло бликующее во мраке пенсне, отворился выход. Яркий свет больно ударил прямо в лицо.
— Ах, — Элизабет бежала по ступенькам, через двор мимо ровно подстриженных кустов, через железные решётчатые ворота. Уже на тротуаре её окликнули:
— Мадмуазель, — пенсне медленно подошло, протянуло руку: — Возьмите Ваши деньги.
— Деньги? – не понимала Элизабет.
— Ведь великий Гуго не притронулся своей кистью к Вашей картине, — усмешка искривила лицо, бакенбарды неприятно поднялись: — Я полагаю, Вы узнали то, что хотели?
— Вполне.
— В таком случае, желаю Вам всего наилучшего, — пенсне зашло за ворота, затворило их за собой, обернулось: — И до скорых встреч, мадмуазель Элизабет.
Всё ещё потрясённая девушка шла по людной улице, свернула в сад, села на пустую скамейку.
«Непостижимо», думала она: «Что же должно было случиться, чтобы произошла подобная метаморфоза…». Тень заслонила свет, Элизабет подняла голову. Перед ней стоял Гаспар. В одной руке он сжимал шляпу, в другой дорожный сак. Они молча смотрели друг на друга.
— Еле нашёл тебя, — смущённо сказал Гаспар: — Вот, — протянул он саквояж: — Ты не взяла краски, и кисти… Я привёз.
Неожиданно Элизабет почувствовала наполнившую её радость. Гаспар вдруг стал для неё самым близким и дорогим на свете. Она бросилась к нему в объятия:
— Ах, Гаспар! Какой ты умница, что приехал!
— Да разве бы я позволил быть тебе совсем одной, да ещё в Париже…
— А знаешь, где я только что была? – весело спросила Элизабет, потом щёлкнула Гаспара по носу: — У великого Гуго! Ха-ха-ха-ха! У самого Гуго! Ты представляешь? Вот посмотри, — она показала ему «Пруд с лилиями»: — Он настолько был поражён, что даже хотел добавить последний недостающий штрих к моему шедевру, и знаешь что?
— Что? – опешил Гаспар.
— Я убежала!
— Элиз, поедем домой.
— Домой? Ну уж нет, хи-хи. Сейчас мы пойдём с тобой в самый лучший ресторан этого самого лучшего в мире города. Мы будем пить и есть, и танцевать. Ах, милый Гаспар, — Элизабет прижалась к нему: — Ты не представляешь, какие чувства я испытала сегодня. Мне так много хочется рассказать, но я не смогу. Это надо ощущать. А знаешь, я нарисую картину. Возьми меня под руку. Пошли. Я нарисую картину «Тапочки». Здорово, правда? Только представь: в центре великолепия такие старые засаленные рваные тапки, хи-хи. Ах!
— Что такое? – взволновался Гаспар, когда Элизабет внезапно остановилась.
— Только сейчас мне вдруг подумалось…. А откуда он знает моё имя?
— Кто?
Элизабет махнула рукой:
— А, не важно. Всё только начинается. Им уже никогда не затушить огонёк. Смотри какой чудный котик! Кись-кись-кись!
Но котик, которого все (почему-то) называли Жильбер, презрительно проигнорировал обращённый к нему зов и вальяжно проследовал в сторону булочной «Морис и Ко».
Молодые люди, обнявшись, шли навстречу будущему, а Гаспар мысленно подсчитывал, хватит ли ему пятнадцати франков и восьми су (ссуженных ему отцом Элизабет), чтобы расплатиться за обед.

                                                    

                                                                                Посвящается товарищу Клоду Моне.


 

 

Обсудить у себя 7
Комментарии (2)

Мне понравилось.

Спасибо

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

otpravitel
otpravitel
Был на сайте в этот понедельник в 19:10
Читателей: 397 Опыт: 2395.63 Карма: 73.2058
все 100 Мои друзья